. Два скалолазных week-end-а: часть вторая. Каменец-Подольский
Два скалолазных week-end-а: часть вторая. Каменец-Подольский
отчеты

26 – 29 июня,
День исторического сурка

Автор: Лена Полонская

Вначале нас интересовали только скалы, но из описаний в интернете мы поняли, что Каменец-Подольский сам по себе очень интересный и красивый город. В городе много исторических памятников, Старый город сохранился почти полностью, как и крепость. Так что помимо описаний маршрутов мы распечатали список местных достопримечательностей и предвкушали, какая красота нас ожидает.

Старая крепость – главная достопримечательность города

Добираться из Харькова до Каменца довольно долго – 17 часов. В силу этого я взяла дополнительный выходной на работе, чтобы было достаточно времени и полазить, и погулять по городу.

Выехали мы из Харькова в четверг вечером, в 20:45 и были на месте в 14:30 в пятницу (см. раздел «Как добираться» ниже). В поезде мы встретили наших знакомых скалолазов – Харитона, Федора и Жору, которые ехали на соревнования ветеранов в Каменце, так что в дороге нам было не одиноко Улыбка

По приезду в город, нашим следующим шагом было найти жилье. У нас был с собой список гостиниц с телефонами и ценами за прошлый год, которые, как оказалось, поднялись минимум на 50 грн. Обойдя несколько гостиниц и уже почти отчаявшись (номера были или очень дорогие, или только на одну ночь, нам же нужно было три), мы случайно наталкиваемся на предложение поселиться в частном секторе у хозяйки, 70 грн с человека. Предложение нам понравилось, хозяйка и дом тоже, так что все было решено довольно быстро УлыбкаМожем поделиться контактами хозяйки с желающими Улыбка

И вот настает долгожданный момент – мы берем веревку, снарягу и идем под скалы.

Город радует глаз красотой старинных зданий и обилием зелени. Улочки тихие, людей немного, все очень уютно. Наша дорога от дома к скалам занимает 20 минут вдоль парка, что очень приятно.

Это мост на Старый город – под ним и обитают скалолазы!

Спуск под мост, и вот – мы у цели!

Первое впечатление было немного испорчено мусором под маршрутами – все-таки скалы прямо в центре города, под мостом, но потом мы перестали обращать внимание на эти мелочи и сосредоточились на скалах.

Порода скал – известняк, но более хрупкий, чем в Крыму. Оторвать зацепу на маршруте или немного посыпать камни – здесь обычное дело. Протяженность скал большая, пробито несколько секторов – возле спуска с моста, под мостом и далее по каньону. Местные ребята постепенно пробивают новые маршруты, так что описание, которое мы с собой взяли, уже даже несколько устарело. Высота скал – от 30 до 50 метров.

Описания маршрутов можно посмотреть здесь: http://www.extremeua.com/rus/crag/bridge-to-old-city. Вообще маршрутов довольно много – порядка 30, от 5с до 7с.

Такие вот скалы

Сам скальный каньон промыт рекой Смотрич, которая образует вокруг старого города незамкнутую петлю. Собственно, по стенам каньона и можно лазить.

Река Смотрич

Только мы решили присмотреть маршрут для разминки, как пошел дождь. Как потом оказалось, дождь шел в это же время каждый день, так что все дни нашего пребывания шли по одному и тому же сценарию, как день сурка…но об этом речь впереди УлыбкаВ общем, в этот день нам полазить не удалось и мы несолоно хлебавши вернулись в наш домик, поужинали и с удовольствием заснули (выспаться в поезде как-то не удалось).

На следующий день мы пришли штурмовать скалы снова УлыбкаСкалы возле спуска под мост (сектора А и Б) были заняты под ветеранские соревнования, так что, поприветствовав наших знакомых ветеранов и пожелав им удачи в соревнованиях, мы пошли подальше посмотреть, какие еще есть маршруты. Преодолев густые заросли и скользкие тропинки несколько раз туда и обратно, решили начать с маршрута «Центуріон», 6б+. Маршрут вначале простой и равномерный, ключ уже под верхом (выход через карнизик). Нам очень понравился УлыбкаСкалы с горизонтальными и вертикальными щелями, полочками, карнизиками. Лазание интересное Улыбка

Народ под «Потужним», 7с

Размявшись, мы пошли посмотреть на 7а и решили побороться с «Івановичем», 7а+. Маршрут хороший! Ключ вскоре после старта – несколько болдеринговых перехватов по небольшим полочкам. Верх маршрута тоже интересный и особо не дает расслабиться УлыбкаСаша залез его со второй попытки, я чисто его так и не сделала – на ключе не хватило сил сделать выход. Так что запишем его на будущее Улыбка

Старт маршрута «Іванович»

Поборовшись с маршрутом, мы ощутили голод, жажду и усталость – а на самом деле нашли предлог пойти в кафе неподалеку, которое нам рекомендовали киевляне, бывшие здесь уже не раз. Мы, в свою очередь, его тоже рекомендуем – кафе «Парк-Пицца» (…нельзя не соблазниться!...;-)). Находится недалеко от скал (по выходу из-под моста – вверх в город и немного налево), на перекрестке недалеко от красивого храма и гостиницы «Украина», что сейчас на реставрации.

Вот такая красота!

Насладившись пиццей с томатным соком, мы вышли из кафе и увидели огромную темную тучу, которая стремительно неслась в нашу сторону…пройдя несколько метров, мы ощутили на себе капли и побежали домой.

Вот так окончился наш первый день лазания и начался первый день осмотра достопримечательностей УлыбкаОдевшись, обувшись и вооружившись зонтами (спасибо нашей хозяйке за заботу), мы пошли гулять в Старый город.

Городская ратуша

Описывать свои впечатления от прогулки могу долго...а если кратко – то ОЧЕНЬ красиво и захватывающе! Кажется, что история оживает и дышит прямо рядом. Зачарованные, мы гуляли в тот день до 10 вечера и сделали много фотографий.

Посмотрели часть Старого города и крепость снаружи (внутрь уже не успевали, там открыто только до 7 часов). На обратной дороге почтили своим присутствием кафе «Кава від поліцмейстера», которое нам также рекомендовали знающие люди УлыбкаМы его тоже рекомендуем УлыбкаОсобенно мне понравился молочный коктейль и фирменный тортик с малинкой УлыбкаЭх, сладкие воспоминания…

У «Поліцмейстера» за чашечкой кофе…

Впрочем, тортик не помешал нам прикончить миску вареников с вишней, которыми угостила нас хозяйка домаУлыбка

Уставшие и довольные, мы заснули, чтобы на следующий день повторить этот же сценарий почти в точности…

Утро второго дня также не предвещало дождя, как и накануне, но умудренные опытом, мы все-таки взяли с собой зонтик и не ошиблись.

Размяться мы решили на маршруте «Кіль», 6б+. Днем раньше его лазили ребята из Чернигова и говорили, что маршрут очень хороший и поинтересней «Центуріона», и это оказалось чистой правдой! Ключ прямо на старте. Экстрима добавляет то, что между скалой и камнем, с которого нужно стартовать, есть щель шириной 50 см и глубиной несколько метров, так что вщелкивание первой оттяжки очень бодрит Улыбка

Поборовшись и найдя подходящий расклад, Саша пролазит маршрут и спускается весь в поту Улыбка

Ключ пролажу со 2-3 попытки, и долажу до конца с ощущением огромного удовольствия.
Единодушно, мы решили что маршруту можно присвоить категорию 6с Улыбка

Пока я лезла, по мосту сверху проходил отряд туристов, которые решили подбодрить меня криками, которые иногда звучали как «Девушка, вы что, с ума сошли!» Судя по всему, люди видели скалолазов в первый раз и просто не могли понять, зачем вообще такое нужно делать…

Вид на скалы с моста

Размявшись на «Кілє», мы решили побороться с еще одной 7а+ - «Днем перемоги». Этот маршрут мне показался сложнее «Івановича». Саша его чисто так и не залез, я же повисела с верхней страховкой на ключе, который так и не захотел сдаваться Нахмуренный

В расстроенных чувствах, мы решили, что надо подкрепиться, и все пройдет, и снова пошли в «Парк-Пиццу».

По сценарию, после вкусного обеда снова пошел дождь, а мы пошли домой – но уже под зонтиком! Улыбка

Приодевшись, приобувшись и прихватив зонт, мы снова пошли гулять в Старый город с намерением уж сегодня так точно успеть попасть внутрь крепости до 7!

Вид из бойницы крепости

Если говорить честно, я не могу сказать, что мы были очень расстроены таким оборотом дел. С самого начала в Каменце нас не покидало ощущение, что надо сделать что-то очень важное (кроме лазания)…что вот мы тут лазим, а ТАМ нас ждет что-то очень интересное…так что дождь послужил хорошим оправданием для нашей скалолазной совести, и мы с радостью воспользовались предлогом погулять и посмотреть город, вместо того, чтобы лазить ….

Итог второго дня – еще одна порция фотографий крепости (уже изнутри) и переулочков Старого города…ну и второй визит к «Поліцмейстеру»...

Эти ворота фигурируют в фильме „Тарас Бульба”

На следующий день уже нужно было уезжать из города в 13 часов (на пригородном автобусе до Хмельницкого), так что мы с утра собрали рюкзаки и пошли исследовать оборонные сооружения Старого города, которые мы еще не успели посмотреть.

Эти ворота когда-то перекрывали реку Смотрич. Разлившаяся река была дополнительным препятствием для врагов

За час до отъезда мы подошли под скалы, где лазили только что приехавшие из Хмельницкого Шурики, поздоровались и буквально через 15 минут побежали домой и затем на автовокзал.

Александра

Таким вот получился наш выезд в Каменец – не столько скалолазным, сколько гулятельно-познавательным УлыбкаЕсли бы у нас было еще несколько дней, мы бы уже могли спокойно лазить и мысленно не отвлекаться на сам город, но увы – выходные подошли к концу и более близкое знакомство со скалами Каменца мы отложили на следующий раз…Улыбка

Как добираться:

Туда: Поезд Дебальцево-Хмельницкий (до Хмельницкого). Отправление из Харькова – 20:45, прибытие в Хмельницкий – 11:36. Прямо перед ж/д вокзалом можно сесть на маршрутку до Каменца-Подольского, которая едет часа 2-2.5.

Обратно: из Каменца в Хмельницкий довольно часто ходят маршрутки и автобусы – каждые 30-50 минут. Поезд из Хмельницкого: Трускавец-Харьков, отправление из Хмельницкого в 17:45, прибытие в Харьков – 10:20 утра.

Есть еще и другие поезда, мы выбрали именно эти как самые экономные по времени (лучше ехать в поезде ночью, чем днем Улыбка). Кстати, билеты туда и обратно лучше брать за несколько недель, так как такие вот удобные ночные поезда пользуются популярностью.