. Рувензори. Взгляд изнутри.
Рувензори. Взгляд изнутри.
    Есть такой горный комплекс в центральной Африке под названием «Рувензори».  Находится он на границе Уганды и Конго. Нам посчастливилось там побывать и  увидеть его изнутри. Горы мало известны и в этом их большой плюс. Тут нет  толпы народу, не задета «девственная», удивительной красоты, природа.  Удивительно, что на нашей планете еще остались такие места.

День 1. Знакомство с «Рувензори»

Наше знакомство с «Рувензори» началось с ворот нац. Парка. После непродолжительного заполнения бумажек и покупки пермита на восхождение, мы помахали ручкой нашему водителю и отправились в путь. Небо затянуло тучками и начал капал мелкий дождик. В мыслях было одно:

- Ну вот, началось! Вот зачем эти горы так назвали. («Рувензори» - означает «творец дождя» или «повелитель облаков»). Чего бы их не назвать «солнечные горы» или «повелитель солнца» хотя бы. Не знаю как у кого, но у меня вы будите «солнечные горы»!

Как не странно, но вдруг дождик перестал капать. Вышло солнце, запели птички. «Так то лучше!» - подумал я, снимая куртку.

До обеда мы шли практически не набирая высоты. Перед крутым подъемом сели перекусить. Достали колбасу, сало, чесночок, ну все, что положено уважающим себя украинцам. Наше дружное чавканье перебила группа молодых и бойких парней. Как потом выяснилось в разговоре, они были из Швеции. Хотя наше сало уминали, как украинцы. Сначала я немного расстроился, поскольку на тропе мы теперь не одни, но ребята оказались нормальными и мы их видели только в приютах, в которых останавливались на ночлег. Перекусив и вдоволь нафоткавшись с найденным хамелеоном, мы двинулись дальше.

Сил было много. Все время хотелось идти быстрей и все время приходилось себя останавливать. Нам нужно было набрать высоту почти 1000м. и чем медленней это делать, тем лучше для моего организма. А я своему организму не враг! Тем более, что вокруг такая красота. Мы поднимались по горному хребту. Внизу с обеих сторон были видны небольшие реки. Потом реки были уже не видны, а только слышны. Зато открывались виды на соседние горы. Своими пиками они уходили в облака и я отчетливо видел, что там шел дождь.

К моменту прихода в приют солнце уже почти спряталось за горы. День тут почти равен ночи, поскольку находились мы в близости от экватора. После того как солнце скрылось стало понятно, что мы таки в горах и пора доставать теплую одежду. Пока мы оделись ужин был готов. Он, конечно, не сам сделался готовым. Его приготовил Питер — мастер повар и просто хороший, чернокожий парень. Помогал ему наш гид Боря - просто человек, благодаря которому наше восхождение стало возможным. Ну или Питер помогал Боре... во общем Питер и Боря приготовили роскошный ужин. Это были макарошки по флотски. Очень питательный салат с тунцом и вареные овощи. Все что нужно для восстановления сил. Мы поужинали, выпили горячего чая, поговорили немного о жизни и помассировав живот, что бы не болел от переедания, мы отправились на заслуженный покой. Я залез в свой спальник и, не успев его до конца закрыть, крепко уснул.

День 2. Парк юрского периода

Проснулись мы в 7 утра. И пока готовился завтрак я решил немного прогуляться. Погода была отличная, обожаю такие дни. Солнце, как будто показывая свое превосходство перед могучими горами, поднималось все выше и выше и от этого становилось все теплее и теплее. Настроение тоже становилось лучше. Через несколько минут я уже даже не злился на обезьян, которые всю ночь лазили по крыше и мешали спать. Солнце вышло окончательно пора завтракать и в путь.

Около 8 утра чудо таки свершилось и мы стали на маршрут. Каково же было мое удивление, когда мы начали спуск. Причем спустились метров на 250-300 к реке. Я знал, что нам за сегодня нужно будет набрать еще 1000м. И ночевать нам придется на высоте 3500. На такой высоте, обычно, уже чувствуется недостаток кислорода.

Идти пришлось по болотистым местам, поэтому лучшая обувь, это резиновые сапоги. Покупали мы их в городе, но, на удивление, оказалась удобная обувь. Нога в сапоге не очень фиксировалась, но зато было не жарко, а главное сухо.

Подъем оказался не очень крутым, а значит идти придется долго, но это не пугало, поскольку места очень живописные и идти было приятно. Найдя солнечную полянку мы присели перекусить. Угрозы, в виде швейцарских парней, не было, поэтому ели медленно, что бы успеть хорошенько отдохнуть.

После обеда идти пришлось по бревнами лежащими в болотистых лужах. А пейзаж постепенно превратился во что то необычное. Заросли становились все гуще и гуще. Все деревья покрыты мхом до самой верхушки. На их ветках выросли какие то большие образования, похожи на огромные шишки. Все вокруг напоминало фильм «парк юрскоро периода» и все время казалось, что над головой начнут летать птеродактили или откуда-то из-за кустов выскочит огромный зубастый динозавр. Тропа стала больше напоминать устье маленькой реки, только без воды. Думаю нам очень повезло, что не было дождя.

Я так увлекся разглядыванием причудливых форм на деревьях, что не заметил как мы дошли до приюта. Как оказалось, что шли мы почти 8 часов, но усталости не чувствовалось. Видно увиденное не давало думать об усталости.

На ужин Боря с Питером приготовили очередной шедевр - Узбекский плов. Такого мы даже представить не могли. Некогда в жизни не ел такого вкусного плова, за что отдельное спасибо Боре.

После ужина, проиграв одному из шведов в шахматы, я отправился на покой. Радовало, что на этой высоте обезьян нету и некому будет мешаться спать ночью.

День 3. Болота

Завтрак не заставил себя долго ждать. И, собрав рюкзаки, мы отправились в путь. Переход до следующего приюта должен быть не долгим поэтому решили идти без обеда. Идти опять пришлось по бревнам. А через какое то время бревна превратились в мост. Мост через нижнее болото. Болото казалось высохшим, но попробовав почву я понял, что это ощущение обманчиво. Спасибо добрым людям, которые построили этот мост. Сразу понятно, куда уходят деньги от продажи пермитов. Но дойдя до верхнего болота я понял, что поторопился с выводами. Моста не было. И пришлось прыгать по валунам. Идти за гидом шаг в шаг, иногда проваливаясь почти до краев сапогов. Идти по такой местности очень не удобно, и я понял зачем Боря так настаивал на трекинговых палках. Без них все усложнилось бы в разы. Вдруг это неприветливое болото превратилось в красивое озеро. Ветра не было и озеро казалось гладким как стеклышко. Хотелось искупаться, но высота почти 4000 м. и купание могло дорого обойтись, поэтому мы воздержались. Над озером возвышалась гора Стенли с пиками Маргарита и Александра. Между пиками ледник, на который трудно было смотреть без очков. Удивительной красоты место.

Вместе с озером стало водно и наш приют. До него оставалось совсем немного. Но из-за болотистой местности пришлось потратить почти час, что бы добраться до него.

Добрались! На протяжении всего пути приходилось быть в напряжении, поскольку нужно было держать равновесие, что бы не оступиться и не провалиться в болото. Наверное поэтому чувствовалась усталость. Выпив чаю и примостившись на солнышке я постарался расслабить все свои мышцы. В такие моменты кажется, что пролежал бы вот так всю жизнь. Но солнце пряталось за гору, поднялся ветер и лежать стало не так приятно. Пора было одеваться.

Рувензори — рай для ботаников! Тут столько всяких удивительных растений. Разнообразных форм, цветов и размеров. Много животных, птиц. Например: «птица счастья». Я не знаю ее настоящее название, но «птица счастья» меня вполне устраивало. Я мало верю в приметы, но в мыслях было приблизительно следующее:

- Нам теперь обязательно повезет, ведь мы же видели «птицу счастья». Наверное прошлая группа, которая не зашла на гору, тоже ее видела и тоже так думала. И вообще ее трудно не увидеть. Но вот именно нам обязательно повезет! Нам уже везет. Мы 3 дня на Рувензори и еще не намокли.

Ужин. Естественно от Бори с Питером на ужин уже ждали чего то особенного. Все сидели спокойно ждали и вроде как бы не интересовались что будет на ужин, но лично меня разрывало от интереса, что же сегодня будет на ужин. И вот оно! Необычайно вкусный борщ. Вы когда нибудь ели борщ на высоте 4000м.? Ну, кто из вас может еще этим похвастаться?

После ужина стало клонить в сон. Пожелав всем спокойной ночи, я отправился в свой родной, любимый и теплый спальный мешок.

День 4. Подготовка к штурму

Утро. Солнце. Как же я рад, что не слышу этого ужасного храпа. Хоть мне и показалось, что заснуть не удалось, чувствовал себя отдохнувшим. Умывшись и скушав свою порцию ананасов я пошел готовиться к пути. И тут меня настигли шокирующие мысли: «Как же я дома буду жить без африканских ананасов по утрам, ведь у нас таких не купишь?»

Сегодняшний день обещал быть не трудным. В пути мы должны быть в теории всего 4 часа. Мы вылезли на ребро, и по ребру направились прямиком к заветному пику. Подъем был достаточно крутой и каменистый. Открывался отличный вид на озеро, а болото с верху не выглядело болотом, больше напоминало саванну.

Добравшись до приюта я почувствовал давление в голове. Толи потому что плохо спал сегодня, то ли высота 4550м давала о себе знать. Выпил много сладкого чаю и стал ждать пока придут остальные. Как оказалось один из наших по дороге вывихнул ногу и его восхождение на пик стало под большим вопросом. Мне хотелось, что бы мы се вместе поднялись на пик, но факты говорили, что ему придется ждать нас в лагере.

После обеда мы подготовили оборудование для восхождения. Ложиться спать было еще рано и я решил прогуляться. Кругом были скалы. Растительности не было. Было немного не по себе, поскольку в движении тут были только небольшие облака. Все остальное, что я мог охватить взглядом было неподвижным и спокойным. Дойдя до веревок, я решил идти обратно, поскольку в резиновых сапогах лазить по скалам не очень удобно. Да и нужно было беречь силы. Вернувшись в лагерь многие уже легли спать. Не долго думая я присоединился к ним.

День 5. Штурм маргариты

Будильник! Нет, показалось. Темнота, хоть глаз коли. Народ начал шевелиться. Все таки пора вставать. Никогда не думал, что на высоте 4550м. можно так сладко спать.Выспался отлично. Время 3:30, есть 30 минут что бы собраться. Хотя что собирать, уже все собрано. Одеться и вперед.

Небо было звездное, ветра не было и для этих высот было очень тепло. Пуховку было решено не брать. Сонный народ ходил с места на место с фонариками на лбу, как будто собираясь с мыслями что нужно сделать в первую очередь, сходить в туалет или одеться.

4:10 выход из лагеря. Луны нет. Ходить по камням в темноте не очень приятное занятие. Радовало одно - на ногах трекинговые ботинки, а не резиновые сапоги. Как же приятно, когда нога не болтается внутри ботинка. Минут через 30 дошли до первой веревки. Уклон был не сильный поэтому без проблем можно было забраться и без нее. Еще через 30 минут мы наконец дошли до первого ледника. Перед ледником одели кошки и без особого труда пересекли его минут за 40. Единственной небольшой преградой был поднявшийся ветер.

Перед тем как выйти на второй ледник нужно было пройтись по скалам. Я написал «пройтись»? Извините «пролезть!», больше подходит. Огромные валуны, периодически почти вертикальные стены на которых приходилось жумарить и это все в кошках. И напоследок спуск на второй ледник, метров 30 стена, практически вертикальная. Внизу пол метровый парапет из льда и достаточно крутой обрыв. Когда на парапет ступил 3й человек у меня было ощущение, что он сейчас обвалиться, но все обошлось. Пройдя немного по парапету под скалами начинался подъем градусов 45. Обвязавший в связки мы начали подниматься. Первый в связке на трудных участках забуривал ледобуры. Мелочь, а чувствуешь себя намного безопасней. Но поскольку ледобуров было не много, приходилось экономить. Весь ледник был в трещинах и чем выше мы поднимались тем они становились шире и парой было трудно через них переступать. Хорошо, что начинало светать, а то без труда можно было бы по темноте угодить в одну из них. Пики были совсем близко. Огромные сосульки свисали над головой. И преодолев еще один не длинный, но опасный участок мы ступили на твердую поверхность. Кошки можно было снять. Как приятно идти по твердой поверхности, когда никуда не скользишь и можно расслабить ногу. Последние 20 минут казались просто прогулкой. Еще несколько мгновений и мы на вершине.

Пик Маргарита 5109м., наивысшая точка Уганды покарена! Вид с вершины оказался удивительным, было видно много других пиков вдали, и, конечно же, пик Александра, который был совсем близко. Весь ледник, по которому мы прошли, был как на ладоне и не казался опасным. Долго наслаждаться вершиной не пришлось. Нужно было как можно быстрей спуститься с ледника, пока солнце не растопило лед.

Обратная дорога была не менее опасная. Как то раз, пока я пытался сделать очередную фотографию, кошки сорвались и проехавшись на спине 4 метра я остановился перед трещиной. Спасибо ледорубу. Я не профессиональный альпинист, но одно я понял точно, ледоруб — это вещь! Остальной участок пути прошли без происшествий. До момента возвращения в лагерь прошло 5 часов, хотя рассчитывали на 3. Как оказалось за последнее время ледник очень уменьшился в размерах. Из-за этого скалы оголились а сам ледник стал более крутой, что очень сильно повлияло на сложность и время подъема. В лагере нас встретили горячим чаем в вкусным обедом, а кушать уже хотелось давно и сильно.

Но день на этом не закончился, после обеда мы отдохнули и двинулись вниз до следующего приюта. Все время пришлось идти вниз. Усталость давала о себе знать. К заходу солнца мы все таки добрались до приюта. Приют оказался в очень живописном месте, но наслаждаться я решил потом, а сейчас мне нужно было отдохнуть.

День 6. Солянка

Я открыл глаза, было уже светло. Вставать я не спешил и еще раз в голове прокрутил события вчерашнего дня. Казалось, что вчерашний день был по продолжительности равен недели. Столько в нем было событий. Но еще рано расслабляться, еще не один день пути, а два! :)

Принесли завтрак. Выйдя на улицу я оказался на берегу озера. Вокруг бегали полевые мыши.

-Так вот где родина хомячков, - подумал я.

Солнце еще не показалось из-за гор, а нам уже было пора идти. Очень обидно, что мы не увидели озеро в солнечном свете. Но день был захватывающий. Сейчас вы поймете почему я назвал его солянка. Начали мы путь с озера. Потом скалистый спуск. После чего холм с птичками счастья. Снова спуск. Река. Болото. Спуск. Густые заросли и болото под ногами. Отличные панорамные виды на долину внизу. Скалы. Река. Водопад. Спуск по скалам. Бамбуковая роща. Снова спуск. Река, перекус. И болото до самого приюта. Ну чем не солянка?! За 1 день увидеть столько разнообразных пейзажей.

День 7. Заключительный

Немного странные чувства возникают в последний день. Зная, что завтра этого всего уже не будет стараешься по максимуму насладиться ходьбой, стараешься запомнить каждую деталь, делаешь в 3 раза больше фотографий чем обычно. Но все равно становиться грустно. Успокаиваешь себя мыслями, что обязательно сюда вернешься, хотя и понимаешь, что это маловероятно. И вот когда до конца пути оставалось совсем немного пошел дождь. Горы «Рувензори» не могли отпустить нас не намочив. А может просто они так прощались?

Спасибо

Борису - за отлично организованный тур

Андрею — за то, что втянул меня во все это