. Альпвыезд в Судак. Отчёт Гулякиной Дарьи
                                                                                                          «Жить, покоем дорожа —
                                                                                                          Пресно, тускло, простоквашно;
                                                                                                          Чтоб душа была свежа,
                                                                                                          Надо делать то, что страшно.»
                                                                                                          (с) Игорь Губерман

Предыстория

Не знаю почему, но в моей жизни всегда как-то так складывалось, что рано или поздно я делала то, что для меня страшно. Мои друзья, коллеги, родственники знают и шутят, что если я говорю «я этого боюсь, я никогда не решусь», то значит пройдет время и я это сделаю.

Так получилось со скалолазанием и альпинизмом. Я боюсь (или уже правильнее говорить «боялась»?) высоты. Мысль о том, что я буду висеть где-нибудь одна-одинешенька на отвесной скале меня приводила в ужас. И то, что жизнь моя будет зависеть от кого-то – тоже как-то оптимизма не внушало… Поэтому года два назад я уверенно говорила: «Да чтобы я? Поехала на скалы? Да никогда». Я слышала рассказы о том, что альпвыезды в Крыму многим знатно щекочут нервы, не смотря на то, что это не большие горы.

Поэтому, (внимание: женская логика!) конечно же, когда прозвучала фраза: «Мы тут с альпвыездом в Крым собираемся... Поехали с нами?». Решение как-то сразу созрело в моей голове. Мне же страшно. Но я же хочу побороть страхи, себя, стать выше себя, стать немного лучше… Вызов был принят.

Я еду. Решено!

Выезд

Наш альпвыезд был назначен на 22 апреля. 2 мая мы возвращались обратно. Некоторые вернулись позже… Но обо всем по порядку.
На момент выезда группа насчитывала 16 человек.

Итак, наша группа в лицах и картинках:

Игорь – главный руководитель                       Славик – инструктор                           Ярик

Лена                                           Наташа                                               Яна

Юля                                           Даша                                           Лёша

Антон                                             Кир                                           Женя

Илья                               Андрей                                 Антон                           Лёня

22 апреля (пятница) – День 1. Выезд из Харькова.

В 23:25 отправляется поезд… Лечу со все ног. В метро на меня, выглядывающую между двух рюкзаков смотрят как-то странно. А я чувствую себя промоутером в костюме хот-дога. Первым «восхождением» на моем пути стал неработающий эскалатор. Ловлю себя на мысли, что надо было не включать «эконом режим», а взять такси. Вприпрыжку добежала, набрала ребятам предупредить, что задерживаюсь. Как выяснилось, не только я… Но, чудесным образом, все, в итоге, добрались до места сбора и пошли в, уже ожидающий на платформе, поезд. Вагон оказался вполне сносным… Недолго пообщавшись, все разбрелись по своим местам спать…

Мне не спалось. Эмоции брали верх над усталостью… Предвкушение.

23 апреля (субботы) – День 2. Новоалексеевка – Судак. Тренировка на г. Болван.

В Новоалексеевку мы прибыли рано утром. Там нас уже ждал водитель, который должен был доставить нашу группу в Судак. Особой комфортабельностью наш транспорт не отличался, но это совсем не мешало общему отличному настроению. Мы болтали, рассказывали какие-то истории, уплетали колбаски с хлебом и сыром, кто-то, расположившись на рюкзаках, спал… В общем, не смотря ни на что, нам было хорошо.

Прибыли мы в Судак уже после обеда. Местом нашего обитания на ближайшую неделю стала база КСС. Так как я новичек на альпвыезде, то и базу КСС я видела впервые. Прежде всего, понравилась атмосфера. И очень удобно так – мы были в палатках (свежий воздух), но под навесом (не страшен дождь). Душ есть, кухня есть. Wi-Fi и тот есть. Как по мне, идеально.

Быстро поставив палатки, коллективно было принято решение не тратить день зря, а пока светло и позволяет погода – идти лазить на соседнюю с лагерем гору Болван.

Тренировка на г.Болван

И это было крайне полезно и интересно. Первое желание – лезть. Со стороны кажется, что можно забежать на трассу, что всё легко и просто. Но почему-то, когда подходишь вплотную к началу трассы, все оказывается сложнее… Выступающие камни, совсем не такие, как зацепы на стенде… И потом вообще становится не понятно куда ставить ноги…

У меня было так: «Глаза боятся, а руки делают». Первый день вселил мне надежду на то, что я не безнадежна в своих скалолазных навыках… (я конечно, потом не раз думала обратное, но об этом чуть позже…).

В общем, после тренировки, все уставшие, но довольные и счастливые, отправились ужинать борщом с салом. Часов в 9 вечера весь лагерь спал без задних ног… День был длинным…

24 апреля (воскресенье) – тренировка на г. Болван.

Утро было ранним, добрым и солнечным. Меня всегда удивлял тот факт, что, когда я в Харькове пытаюсь в 7:30 встать на работу – это каждый раз сплошные мучения. Но где-то на выездах, во время отпусков и своих путешествий, я самостоятельно просыпаюсь в 6 утра абсолютно выспавшейся. Приятное чувство.

…И вот, все мы, выспавшиеся или проснувшиеся от чьего-то будильника с RHCP, плотно позавтракавшие, выдвинулись на Болван. По плану у нас весь день отведен на тренировки. Сначала мы разбирались в закладках, френдах, якорях и гексах… Мы учились правильно организовывать станции.

Учимся правильно закладываться

А потом всех нас разделили на связки и мы стали «играть в альпинизм». На самом деле, это очень полезная и грамотная тренировка. Особенно для таких же новичков, как и я. Или для тех, кто что-то уже мог подзабыть с предыдущих своих выездов. Во время такой тренировки сразу наглядно видишь свои ошибки, ошибки своих напарников. И очень хорошо, что это всё происходит в условиях, когда эти ошибки несут информативный урок и таят в себе меньше опасности, чем на категорийных альпмаршрутах.

Тренировочное восхождение на Болван завершалось выходом на небольшое плато с прекрасным видом на Судак, Меганом, море и Сокол. Отобедав на вершине Болвана, мы занялись организацией дюльфера. Опять-таки в тренировочных целях. Наиболее сложный и интересный дюльфер со стороны моря был у связки Юля-Антон-Ярик-Кир.

Профики перед дюльфером с Болвана

Дюльфер нашей связки (я, Андрей, Антон, Женя) был интересно организован (вокруг каменного «стола» на плато), однако технически был не сложным.

У связки Яна-Наташа-Леша-Илья тоже был несложный дюльфер по соседству с нами.

Как вывод: день прошел очень плодотворно. Хотелось скорее опробовать навыки на альпмаршрутах Сокола.

25 апреля (понедельник) – тренировка на г. Болван, мультипитчи на г. Сокол.

Утром мы проснулись не по собственному желанию и не от пения птиц, и даже не от будильника с RHCP, а от достаточно сильного дождя и ветра, который ухитрялся потрепать палатку. Спросонья, в голове возникали образы вещей, которые с вечера остались рядом с палаткой… Казалось, что всё это уже плывет по рекам из дождя, но… но было как-то всё равно. В палатке было тепло, уютно и хорошо. Конечно потом выяснилось, что ни один носок, сохнущий на веревке, не пострадал от того дождя. Но, в момент пробуждения, дождь казался потопом.

На этот день у нас были запланированы мультипитчи на Соколе, но из-за непогоды, пришлось остаться в лагере. Каждые полчаса мы смотрели прогноз в Интернете в надежде, что вот-вот дождь закончится и выйдет солнышко, которое позволит нам не терять за зря день. Но солнышка не было, а дождь прекратился лишь к обеду… Было принято решение, что одолеть быстро мультипитчи смогут только наши альпинисты-профики. Поэтому связка Ярик и Леня спешно выдвинулись в сторону мультипитча «Менуэт» (F5C) на Соколе, а за ними, на соседний мультипитч «Чугайстер» пошли Кир и Антон (F6А+).

Спустя полчаса, все оставшиеся в лагере, выдвинулись на скалолазные тренировки на Болван с южной стороны. Решили провести остаток дня с пользой. Игорь провесил три скалолазные трассы. Еще одну провесил Славик. Нам было где «разгуляться». Однако, погода начинала опять портиться: с моря дул пронизывающий ветер, вершины соседних гор плавно затягивало туманом, срывался дождь. Мы начинали волноваться за ребят на Соколе, понимая, что там их ветром обдувает в разы сильнее, чем нас у подножья Болвана.

Тренировка с южной стороны Болвана

Для меня тренировка в этот день была сложной. Сложной по эмоциям. У меня ничего не получалось, руки/ноги не слушались и норовили сделать какую-то ерунду. Ветер пронизывал. На тот момент не хотелось ничего. Я была крайне самокритична и поэтому расстроена. Я корила себя за то, что в Харькове ходила только на альптренировки. Скалолазных навыков мне не хватало.

В расстроенных чувствах, со словами: «Я пошла всем варить глинтвейн на ужин», я решила, что с меня на этот день хватит. Спасибо, Яна составила мне компанию в магазин за вином и поддержала идею покупки вина, чтобы сварить всем глинтвейн. По дороге я ей ныла о том, что у меня недостаточная техника лазания и «кааак-же-я-пройййдууу-зааавтра-мультииипииитч». Яна терпеливо успокаивала и вдохновляла.

Тем временем, пока мы ходили-бродили, все вернулись в лагерь: часть с мультипитчей, часть с Болвана. Горячий ужин, обещанный глинтвейн, обсуждение прошедшего дня, а также планы на следующий день.

Перед сном я затираю до дыр гайдбук с ожидающим меня мультипитчем. Меня ждет «Менуэт». Так как Ярик и Леня его только пролезли, я расспрашиваю у Ярика подробности.

В волнении отправляюсь спать…

26 апреля (вторник) – мультипитчи и альпмаршруты на Соколе.

И настал этот день. День мультипитчей.

Мы караваном выдвигаемся после завтрака к Соколу…

На мультипитч «Менуэт»: я, Илья, Антон и Славик.

На мультипитч «Чугайстер»: Лена, Юля, Андрей.

На мультипитч «По яйцу»: Игорь, Яна, Женя, Леша.

Так как Кир, Антон, Ярик и Леня уже выполнили план по мультикам, то они уже идут соседние с нами альпмаршруты. Кир и Антон – «Евротупик» 1Б, а Ярик и Леня идут «Мучача» 2Б.

«Мучача»

Лезем все рядом, в зоне видимости и прекрасной слышимости.

По моей связке и нашему маршруту. Так получилось, что прямо перед нами по маршруту «Менуэт» стали подниматься ребята-пара из Белоруссии. Поэтому мы начали лезть немного позже остальных связок. «Менуэт» состоит из 6 веревок. Самая сложная – первая (она же ключевая, 6А). Её взял на себя и пролез первым Славик. Далее первым лез Илья. Я лезла третьей (не смотря на то, что это мультипитч, надо мной сжалились и дали добро на жумар). Завершал нашу связку Антон.

На мультипитче для меня было стрессово, непривычно, но по итогу очень понравилось. Хочется еще раз его пролезть. И именно пролезть, а не прожумарить. Но для этого надо еще разобраться в «кунг-фу» навыке - «лезть без рук» и понять, как это - «верить в ноги». Эхх… Учиться мне еще и учиться…

Наша связка после мультипитча «Менуэт»

После мультипитчей и альпвосхождений все мы встретились наверху, поглотили бутерброды, сделали серию фотографий и начали свой спуск. Хочу отметить, что хоть спуск и утомляет, в силу того, что под ногами сплошная сыпуха, но природа вокруг очень красивая. Потрясающие старые можжевеловые деревья, которые хочется обнимать… Россыпи камней разной формы, тропинки во всех направлениях… Очень красиво!..

Завершил наш этот день поход на пляж! Многие из нас, 26 апреля открыли свой купальный сезон. Ну как «открыли»… как пробки шампанского открывают, так и мы ныряли и выпрыгивали из воды. Но сам факт. Охладились. На солнце согрелись.

Жизнь прекрасна… Хорошооо…

Вид с пляжа

27 апреля (среда) – восхождения на г.Сокол.

Самый долгожданный день! День альпвосхождений на Соколе. Теперь уже для всех. Накануне вечером нас разделили на 3 группы. Первый «паровоз» в составе Ильи, Наташи, Игоря, Антона, Лены и меня шел на маршрут «Гребневая двойка» (2А) – по праву, один из красивейших альпинистских маршрутов Крыма.

Утро было хмурым, но без дождя. Поэтому мы постарались, как можно скорее выдвинуться на маршрут. В силу его популярности, был риск, что по нему могут начать восхождение другие группы. И опять пришлось бы ждать. А этого нам не хотелось.

На подходе к маршруту мы играли и тренировались одновременно: игра заключалась в том, что мы по очереди, последовательно проговаривали действия участников в связке, какие команды надо сообщать другим участникам, что делать и т.д.

На подходе к маршруту «Гребневая двойка»

Подойдя уже к старту маршрута, было очень жарко. Все снимали и прятали в рюкзаки все лишние. Думали, что будет жарко… Ой, как мы ошибались. Первые веревки пролезла Лена, потом первым полез Илья. Также поменялись местами после двух веревок и мы с Наташей. Первые две веревки Наташа шла четвертой (лезла с верхней страховкой и тащила за собой перильную веревку), затем я шла по перилам. Спустя две веревки мы поменялись – далее по маршруту лезла я, а Наташа шла по перилам. Хотя сначала и волновалась, как у меня это будет получаться. У меня получалось. Я радовалась и гордилась, что могу лезть без жумара. Пройдя третью веревку, стало холодать. Погода портилась… С выходом на гребень на 4ой веревке, меня просто начинало сдувать с гребня. Порывы ветра были достаточно сильными, поэтому иногда я прижималась к скале и просто ждала, когда ветер хоть немного утихнет… Срывался небольшой дождь. Дойдя до станции R4, стала на самостраховку, организовала перила для Наташи и одела на себя всё, что было найдено в рюкзаке: софтшил, пуховку, виндстопер… Стоит отметить, что слышимость в таких условиях была нулевой. Тут включался командный дух и мы старались понимать действия друг друга вне зоны слышимости и видимости. Держа веревку в руках, считывали действия напарника… Сильные повторные подергивания веревки – перила готовы. Веревка натянулась – напарник пошел…

После R4 маршрут уходил немного левее гребня, там, за гребнем, было относительно безветренно, тихо и спокойно. Поэтому на этом участке траверс вызвал особую истинную радость. На станции R5 слышимость по-прежнему была нулевой.

Оставшиеся веревки прошли спокойно. Уже можно было докричаться вниз к напарникам… Но, по-прежнему, было холодно.

«Гребневая двойка». Работа на станции

Наверху нас встречал слегка замерзший, но радостный Ярослав. Они уже несколько часов назад завершили свое восхождение по маршруту «Жажда» 3А (связка Ярик, Леня, Антон и Кир). Поэтому Ярик пришел нас встречать и поздравлять.

«С первой горой!»

Ураааа! Долгожданная «Гребневая двойка» пройдена.

Тем временем, ребята в составе Славика, Яны, Андрея, Леши и Жени завершали восхождение по соседнему маршруту «По ножу» 2Б.

Вечером все мы делились, как всегда, после ужина, своими впечатлениями. От шедших «По ножу», было ясно, что сам маршрут их не особо впечатлил. Что сложные участки на некоторых веревках внезапно сменялись на (цитирую Яну) «бабушкины огородики». Рассказывали, что порода очень крошится, летают камни…

Те же, кто шел «Жажду» были очень довольны своим маршрутом.

«Жажда»

Обсудив подробно все восхождения, было объявлено, что следующий день у нас – это день отдыха. Обсудили кто-что хочет и решили все вместе поехать гулять в Новый Свет.

28 апреля (четверг) – День отдыха!

Да-да, день действительно прошел у всех под коронной фразой «Это будет день отдыха, говорили они. Это будет весело, говорили они». Было весело, но отдых у нас получился достаточно активным. В Новый Свет добрались автобусом. А оттуда у нас была длительная пешая прогулка с осмотром красивейших бухт, тропы Голицына, грота Шаляпина, мыса Капчик… Наша дружная команда находит небольшую пещеру и конечно же все по очереди залазят в неё. Я выбиралась с мыслями, что спелеология – это явно не мое. Грязно, душно, и над головой - летучие мыши… Нет, нет. Мне милее альпинизм.

Исследуем пещеру

Выйдя из пещеры, мы поленились вернуться, как зашли, не хотелось тратить на это время, поэтому решили пролезть небольшую стеночку (дабы совсем откреститься от спелеологии), которая ведет наверх на основную туристическую тропу.

На этом наше лазание не завершилось. А может мы просто ленивые… Но в Голубую бухту мы тоже не захотели идти, как все… Обходить – не для нас. Легкий траверс вдоль моря – вот это для нас… Красота!..

Вдоль моря – к Голубой бухте

Красивые виды окрестностей Нового Света

На пляже бухты, Славик устраивает голосование «кто хочет пойти еще дальше», все как-то не очень активно поднимают свои руки, но по итогу, решаем еще пару часов посвятить прогулкам. Это, однозначно, того стоило. Невероятно красивые виды… Я плелась в хвосте нашей группы, останавливаясь на каждом шагу, чтобы сделать фотографию чуть ли не каждого дерева и не каждого «нового» вида.

Спустя пару часов, мы вернулись на пляж – там обедали, пили вино, Славик пытался плавать в ледяной воде и делать вид, что ему не очень холодно.

Вернулись на базу КСС мы часам к 7 вечера… Ужин, планы на следующий день.

29 апреля (пятница) – восхождения на г.Сокол.

Утро у дежурных редко бывает добрым… В этот день дежурили мы с Ярославом. Варили, резали, готовили сух.пайки на группы на восхождения… Эхх. Выбирая между тем, чтобы позавтракать или пойти в душ, я иду в душ. Наша группа задерживается с выходом на 10 минут. Меня немного ругают. Дисциплина. Понимаю, справедливо. Утешает мысль, что хоть и немного голодная, но свежая, я иду на маршрут. И греют конфеты в верхнем клапане рюкзака. Они не дадут мне уныть от голода. Идем составом: Игорь, Илья, Антон и я на маршрут «По ножу». Накануне вечером, было принято решение, что те, кто ходил «Гребневую двойка» - идут «По ножу», и наоборот. Поменялись.

Кир, Антон, Леня и Ярик идут «Классику» 3Б.

Лена и Юля отправляются двойкой гулять на «Стенку Гамми» 1Б.

Подход к маршруту «По ножу» практически такой же, как и к «Гребневой двойке». Поэтому мы догоняем ребят и пересекаемся с ними на подходе.

Мы договариваемся лезть так: первый/второй – Илья/Игорь, чередуясь на второй/третьей веревке. Затем я/Антон. После третьей веревки мы с Антоном меняемся, я лезу замыкающей и собираю всю снарягу по маршруту.

День прекрасный. Погода солнечная. С нашего маршрута отлично слышим ребят с «Гребневой двойки».

Мое впечатление - маршрут, да, своеобразный. Третья веревка – траверс по зеркалу… Немного напрягает. Потом, действительно были веревки с «огородами». Стоит отметить, что маршрут еще своеобразен тем, что иногда не просто было сориентироваться первому, куда лезть. Гайдбук не совсем удачно отображает нитку маршрута. Поэтому было над чем подумать…

Вечером, как всегда, разбор полетов. Маршрутами все довольны. Мы тоже довольны, т.к. уже заранее знали, что маршрут «По ножу» не так прекрасен, как «Гребневая». Но всё равно, для нас это опыт, новые навыки… Тоже интересные и разнообразные. Ребята с «Классики» тоже довольны. Рассказывали, о том, что все веревки разные, что лазанье получалось достаточно интересное и разнообразное. В общем, этот маршрут они рекомендуют. Лена и Юля рассказывают, как хорошо погуляли на «Стенке Гамми».

Остается один день… Так мало…

30 апреля (суббота) – восхождения на г.Сокол.

Сегодня два «паровоза» выдвигаются на ближайший к нам сектор Сокола. Выдвигаемся мы быстро, на полчаса раньше намеченного времени. Это радует.

Я, Игорь, Илья, Антон, Юля идем по маршруту «Мучача» 2Б.

Славик, Наташа, Андрей, Женя, Яна, Леша – «Левая двойка» 2А

Наши профики (Ярик, Антон, Кир, Леня) уходят дальше, на маршрут «По правой стороне левой груди» 4А.

«По правой стороне левой груди»

Так как Ярик с Леней уже пролазили Мучачу, я накануне вечером расспрашивала всё что можно, изучала гайдбук… И четко понимала, что этот 2Б будет посложнее той 2Б, что «По ножу».

Но маршрут оказался очень интересный. Интересный рельеф, отсутствие сидячих станций, крутой траверс под разрушенными бараньими лбами. А одна фраза Игоря: «Даша, ты только не грузи на траверсе вооот этот камень (большой камень). А то он не очень надежный» чего стоила... Мне казалось, что мимо этого камня я пробежала, что в тот момент появилась вера в ноги и я могу как спайдермен лезть без заманчивого камня с хорошими зацепами для рук...

«Мучача»

Пролезли «Мучачу» мы быстро. Где-то за 2,5 часа. И это при том, что Игорь с Юлей еще менялись. И часть веревок первой шла Юля.

Освободившись пораньше, мы отправились на пляж. Опять купание. Открытие сезона у тех, кто его не открыл 26 апреля. Затем пошли гулять по Судаку. У меня там каждые сто метров были минуты ностальгии… В тех местах до этого дня, я была лет 12 назад…

1 мая (воскресенье) – выезд из Судака. Новоалексеевка.

В обед мы выехали с базы КСС. Было немного грустно… Всё как-то слишком быстро прошло.

Славик с Антоном, Дашей и Вовой (Даша с Вовой не ходили с нами маршруты, но тоже были, как часть нашей команды) продолжили свое пребывание в Крыму походом. Кир тоже остался в Крыму. Остальные мчались в удобном автобусе в сторону границы…

В Новоалексеевку приехали рано, время до поезда еще было. Тут и пригодилась гитара, которую брал Леша на выезд… Было душевно, спокойно и хорошо.

2 мая (понедельник) – Харьков.

Уже прошла ни одна неделя после выезда, но эмоций до сих пор очень много. Спасибо всем ребятам за то, что они сделали этот выезд таким незабываемым. Лично для меня незабываемым. Особое большое спасибо Игорю, Славику и Ярославу за то, что так мягко и безболезненно погрузили меня в мир альпинизма. Со своими страхами можно и нужно бороться! Это точно. Особенно, когда рядом окружают такие люди.

Ребята, вы все такие замечательные!.. Спасибо вам за эти эмоции! Надеюсь, на встречи не только на стенде, но и на дальнейшие встречи в горах!